Структура работы (она вполне применима к отчетам учебных бригад факультетов биологической, географической, геологической, почвоведческой, экологической направленностей), в общем случае, представлена далее.
1. Введение
В краткой (не более 2 – 5 стр.) вступительной части вашей работы обязательно указываются место проведения работ (но не описывается, так как этому посвящается отдельная вводная глава), цели вашей работы и задачи, которые всегда должны соответствовать поставленной цели. Задачи являются средством раскрытия цели, это не что иное, как серия последовательных шагов на пути к ее достижению. Желательно (по крайней мере, не прямо), помимо объекта вашего исследования (в случае географического исследования – это ваше «место», в остальных случаях – конкретный физический объект, система объектов, «материальный» фокус вашего исследования) указать предмет. Специфика некоторых работ (например, творческих работ учащихся средней школы) требует помещения отдельного пункта под названием «предмет исследования». В работе более высокого ранга нередко данный вопрос проясняется в контексте самой работы, или в рамках подраздела «цели и задачи».
2. Общая характеристика изучаемого объекта
В данном разделе вы должны отчасти доказать актуальности вашей работы, отчасти пояснить предмет вашего исследования лицам, не занимавшимся специально данным вопросом. Во многом эта часть работы описательна, то есть вы вправе заимствовать фрагменты текстов из работ других авторов. Ваша главная задача – сформировать у слушателя-неспециалиста некий начальный образ вашей работы; если же вы собираетесь излагать материал перед профессионалами, вы должны суметь продемонстрировать «факт преемственности» вашего исследования. На самом деле данный раздел вам самим окажет большую помощь, так как в процессе работы вы поймете, «изобрели ли вы заново велосипед», или, быть может, в тысячный раз открыли «старую добрую Америку». Заодно зададитесь вопросом: «А стоило ли вообще суетиться?». Применительно к объектам геоисследований, первая содержательная глава работы должна дать «общую физико-географическую характеристику» места проведения работы, или района исследований (в частности, описание климата, почв, вод, геологии и рельфа, растительного и животного мира).
3. Методика работы
Содержит подробное описание метода и методики работ. Следует подчеркнуть, что понятия «метода» и «методики» различны, т.к. именно второе понятие раскрывает конкретный алгоритм вашей работы с собранным в результате исследований материалом. Если вы использовали несколько типов методик, необходимо разбить главу на разделы, например: «методика проведения полевых исследований», «методика проведения лабораторных исследований и камеральной обработки материала». Нередко в этой главе помещается описание использованного оборудования и инструментов; в случае, если вы используете вашу авторскую методику, а не стандартную (на которую ссылаются, обычно указывая источник), вам необходимо изложить ее принципы, отличия от стандартных и то, почему вам не «хватило» обычной, т.е. привести веские доводы в пользу необходимости использования именно вашей методики, а не какой-либо другой.
4. Результаты работы
Практически невозможно описать примерное содержание данной главы, не имея представления о предмете работы. В принципе, материал данного логического блока можно разбить на несколько глав, например, если у вас несколько целей работы. Так, если вы поставили перед собой цели: «оценить экологическое состояние района», а также «оценить биоресурсный потенциал экосистемы», вам, возможно, потребуются два относительно самостоятельных, крупных раздела. Здесь вы должны изложить максимум релевантной информации, т.е. вы приводите данные измерений, вычислений (но только тех, которые предполагаются полевой методикой, для изложения результатов обработки данных существует отдельная, обычно предпоследняя, глава), непосредственно зафиксированных вами явлений, по возможности, без субъективных интерпретаций.
5. Выводы по работе
Здесь вы должны оценить полученные вами данные с точки зрения той методики, которую вы избрали. Вы также вправе предлагать ваши собственные интерпретации фактов, если они согласуются между собой и непротиворечат теории явления (а если противоречат, вы должны указать, почему, на ваш взгляд, и доказать это). Для эффектной подачи материала желательно варьировать формы отображения информации, т.е. использовать графические (диаграммы, таблицы, графики, иллюстрации, фото с места исследований и т.д.) или технические средства выразительности. Иногда работы, направленные на исследование какой-нибудь актуальной проблемы, могут включать дополнительный раздел «предложения».
6. Предложения
Если вы оцениваете состояние некоего объекта, системы, характер протекания какого-либо процесса или явления, вы можете выдвинуть (логически и экономически обоснованные, т.е. рациональные) предложения по изменению существующей ситуации (например, экологической). В заключительной части отчета вы приводите список использованной литературы, ссылки на которую вы можете размещать по ходу текста, с соблюдением нумерации.
Не следует забывать о персоналиях: в отчете (например, на титульной странице) должны фигурировать имена составителей, участников работ, а также руководителей, научных координаторов проведенного вами исследования.