Анализ основных подходов к изучению этничности показывает, что она оказывает воздействие на все другие сферы бытия людей — биологические, экономические, политические, придавая им целеполагающий характер.
В связи с этим одним из важнейших вопросов этнополитологии является вопрос о том, можно ли рассматривать этничность как политический ресурс.
Арктическая цивилизация существует уже несколько тысячелетий и только в XIX-XX вв. мировая наука открыла для себя уникальные явления культуры, созданные коренными народами Севера. Вызывает восхищение то, что северные народы, проживающие на гигантских просторах Российской Федерации, смогли не только выжить, но и создать свою неповторимую традиционную культуру.
У каждого из коренных народов Севера мы встречаем древнюю мифологию, насыщенную поэтической образностью, символами и иносказаниями, танцевальную культуру, народную песню, музыкальную культуру.
Становление этнологии в качестве самостоятельной науки стало закономерным следствием широкого общественного интереса европейцев к истории и культуре народов других стран. Само по себе накопление этнологических знаний происходило с глубокой древности. Этому способствовали многочисленные экспедиции и исследования, которые позволяли накапливать разнообразные сведения и постепенно формировать этническую картину мира. Особую роль в этом процессе сыграла эпоха Великих географических открытий, неизмеримо расширившая знания людей о земном шаре и его населении.
Актуальность темы исследования. Российская Федерация является многонациональной страной, на территории которой проживает более 160 народов. Спецификой российского государственного устройства является сочетание двух принципов организации федеральных отношений - территориального и этнического. Распад СССР и последующий за ним «парад суверенитетов» оформил исключительное федеративное устройство России. Ярким примером такого сочетания является Республика Алтай, получившая статус республики в 1993 году.
Под этническим наименованием «ногайцы» (самоназвание «ногъайлар») в настоящее время известна часть населения Северного Кавказа, Дагестана и Астраханской области, говорящая на одном из тюркских языков. Язык этой народности лингвисты относят к кипчакской группе тюркских языков, внутри которой он вместе с казахским и каракалпакским образует кипчакско-ногайскую подгруппу. Северный Кавказ - многонациональный регион России. Среди народов проживающих на Северном Кавказе, есть малочисленная народность - ногайцы, не имеющие собственной государственности.
Цыга́не — собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признаванием «цыганского закона». Самоназвания основных «больших» групп — ромб, си́нти, муга́т, ка́лос, лом и некоторые другие; некоторые цыгане утратили прежнее самоназвание в процессе ассимиляции и преследований. Единого самоназвания нет, хотя последнее время в качестве такового предлагается термин Romanies, то есть «ромоподобные».
Карта народов Кавказа всегда была очень пёстрой. К началу XIX века здесь проживало более пятидесяти народов - представителей самых различных языковых семей: армяне, осетины, курды, таты, грузины, абхазы, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, чеченцы, лакцы, ингуши и др. Они говорили на разных языках и исповедовали разные религии.
Горские племена в большинстве своём занимались скотоводством, а также подсобными промыслами - охотой и рыбной ловлей. У большинства из них господствовали родоплеменные отношения.
Представляется актуальным рассмотрение поэтических традиций народной культуры греков-урумов села Улаклы. Ведь как показывает анализ жанрового состава собранного фольклорного материала в селе Улаклы (во время экспедиций с 2002 по 2007 гг. под руководством доцента Тимофеева П.Т.), фольклорные традиции и культура греков-урумов чрезвычайно интересны. Были записаны песни, большое количество частушек, сказок, пословиц и поговорок, загадок, анекдотов, молитв.
Многие философы и историки доказывали, что незнание прошлого неизбежно приводит к непониманию настоящего. Но они же полагали, что столь же тщетны попытки понять прошлое, не имея достаточных знаний о настоящем.
В процессах, как начального конституирования, так и последующего развития любой нации огромную созидательную роль призвана играть национальная идея, поскольку именно она во многом определяет основные ориентиры национального развития. И чем удачнее применяемая идея, тем успешнее протекают процессы развития нации. С целью поиска и выбора оптимальной национальной идеи для тюркского народа Азер уместно разработать различные ее научные версии, чтобы было затем из чего выбирать лучшую из них. Именно с этой целью я предпринял разработку предлагаемой ниже версии азерлийской национальной идеи.
«И когда совсем готовый, населенный и просвещен-ный край, некогда темный, неизвестный, предста-нет перед изумленным человечеством, требуясебе имени и прав, пусть тогда допрашиваетсяистория о тех, кто воздвиг это здание, и также недопытается, как не допыталась, кто поставилпирамиды в пустыне... А создать Сибирь не таклегко, как создать что-нибудь под благословен- ным небом...» Гончаров И. А.
Актуальность темы обуславливается тем, что с распадом СССР и крушением коммунистической идеологии в исторической науке вновь возник интерес к дворянству. В начале 90-х годов ХХ века представители дворянских родов образуют организации, такие как Всероссийское Дворянское Собрание. Возросший интерес к дворянству затронул и провинцию. Что касается рода Катениных, то интерес к этой фамилии усиливается в связи с 200-летием со дня рождения П.А. Катенина в 1992 году. Этой дате были посвящены организованные в городе Чухлома Катенинские чтения, а также большое количество статей в периодической печати.
Всем известно, что кимоно пришло к нам из Японии. Слово кимоно для японцев значит просто – одежда. Поэтому существует множество видов одежды-кимоно. Одежда (равнозначное понятие в данной работе – костюм) – часть не только материальной, но и духовной культуры разных народов, вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации. На эволюцию одежды влияли многие факторы: климат, местные традиции и иностранные заимствования, состояние экономики и технические новшества.
Важным элементом современной культуры являются праздники. Культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Праздники выполняют консолидирующие и воспитательные функции. Это относится и к городским праздникам.